Сотрудники Музея-усадьбы В.И. Сурикова активно занимаются научно-исследовательской деятельностью. 19 октября 2018 года хранитель фондов Куприянов Антон Александрович принял участие в Межрегиональной научно-практической конференции «VIII Кызласовские чтения» в городе Абакане. 

В рамках работы конференции было проведено пленарное заседание и работа тематических секций: «Музей и образование: инновационные аспекты», «Краеведение сегодня: проблемы, достижения, перспективы» и «Археология и этнография». Тема доклада сотрудника нашего музея: «Расширение экспозиции в музее-усадьбе В.И. Сурикова: этнопедагогический аспект.» 

Конференция стала площадкой информационного обмена научного и музейного сообществ, развития межрегионального и межведомственного сотрудничества.

antmus1

Сотрудники Музея-усадьбы продолжают проводить интересные мастер-классы для детей. В этот раз мы предлагаем сделать милый букет цветов из семян клена, растущего в нашем музейном дворе. Немного воображения, усилий ловких рук, а также помощь мастера помогут создать своими руками сувенир. Такой досуг развивает фантазию, аккуратность и прививает любовь ко всему, что нас окружает. 
_____________________________________________ 
Дата и время проведения: с 18 по 31 октября 
Стоимость билета: 200 рублей. 
Материалы предоставляются организатором. 
Внимание! Количество мест ограничено. 
Предварительная запись по телефону: 211-24-78 
vtzd13HWfys

14 октября в усадьбе Суриковых было многолюдно и шумно. Под дымок от самовара, запах свежей выпечки и народные запевки коллектива «Баколье» мы отметили 200 лет со дня рождения Прасковьи Федоровны Суриковой, матери художника. 
Гости нашего праздника стали зрителями моноспектакля, где узнали о том, чем жила мать художника и как готовилась ко встрече со старшим сыном Василием. Этой же теме посвящена выставка «Мать моя удивительная была», открывшаяся в этот день в столовой дома, где представлена семейная посуда, к которой обычно нет доступа посетителям, рукоделие, личные вещи семьи. 
В завершении дня сотрудники музея посетили Троицкое кладбище и возложили цветы на могилу Прасковьи Федоровны. 
Благодарим всех, кто разделил с нами праздник!

DSC012631    DSC012911

DSC013161    DSC013621

 

Музей-усадьба В. И. Сурикова приглашает на мероприятие по случаю празднования 200-летия матери художника Прасковьи.

 «……. Еду к вам в гости на лето! Теперь я около Тюмени. Скоро увидимся…». Так Василий Суриков давал матери «ощутить радость долгожданной встречи» после пяти лет обучения в Императорской Академии художеств.

14 октября в 12:00 Музей-усадьба предоставит уникальную возможность стать частью ожившей истории суриковского дома: увидеть живую интерпретацию того, как мать Прасковья Фёдоровна хлопочет в ожидании старшего сына, отведать любимые угощения художника.

Создавать атмосферу любимого народного праздника Покрова Пресвятой Богородицы будет фольклорный коллектив «Баколье», песни и танцы заполнят наш дом и помогут приобщиться к обычаям и традициям сибиряков. 

На открывшейся выставке «Мать моя удивительная была» посетители не только увидят знакомую экспозицию музея, но и заглянут в столовую семьи Суриковых, в которую доступ обычно ограничен. На празднично накрытом столе будет выставлена семейная посуда, ранее хранившаяся в фондах: супницы, соусник, селёдочница, лопатка и прочее. Письмо В.И. Сурикова матери и брату, его гитара, вышивка П.Ф. Суриковой создадут впечатление остановившегося времени там, где так часто бывал великий художник.

 

14 октября 2018, 12:00

Адрес: музей-усадьба В. И. Сурикова, ул. Ленина, 98

         Стоимость входного билета: 100 рублей взрослый/ 50 рублей льготный

 

Афиша  bhQXA8XQL g

Осень чудесное время года, когда можно увидеть настоящее волшебство – листья на деревьях меняют свой цвет и становятся красными, желтыми…

Со 2 по 19 октября в музее-усадьбе будут проводиться мастер-классы для организованных групп по изготовлению осеннего дерева. Эта поделка станет отличным украшением для дома и доставит вашим детям много удовольствия в процессе ее создания. После мастер-класса в ходе обзорной экскурсии все участники смогут познакомиться с творчеством В.И. Сурикова и бытом сибиряков конца XIX – начала XX веков.

_____________________________________________

Дата и время проведения: со 2 по 19 октября в 13:00 и 15:00.

Стоимость билета: 200 рублей.

Материалы предоставляются организатором.

Внимание! Количество мест ограничено.

Предварительная запись по телефону: 211-24-78

wzy7YVKuEic

На усадьбе становится по-осеннему красиво и разноцветные листья кружат за окном. 
Чтобы сохранить теплые краски осени приходите к нам на мастер-класс «Осенний венок», где каждый посетитель после обзорной экскурсии в уютной обстановке «сплетет» из бумажных листьев венок на память об осенней поре. 
_____________________________________________
Дата и время проведения: с 19 по 30 сентября в 13:00 и 15:00. 
Стоимость билета: 200 рублей. 
Материалы предоставляются организатором. 
Внимание! Количество мест ограничено. 
Предварительная запись по телефону: 211-24-78

xUi4nB6Wg1A OAzWkD Qq4k

Уважаемые посетители! 
Скоро начнется учебный сезон, впереди вас ждет много новых образовательных мероприятий, разработанных музеем. 
С 5 по 9 сентября приглашаем на интересное музейное занятие «Детство глазами Сурикова» +6, где ребята узнают о годах учебы Василия Ивановича, истории из детства художника. Во флигеле создадут на память полезный сувенир – закладку. 
______________________________________________________ 
Дата и время проведения: с 5 по 9 сентября в 13:00 и 15:00. 
Стоимость билета: 200 рублей. 
Материалы предоставляются организатором. 
Внимание! Количество мест ограничено. 
Предварительная запись по телефону: 211-24-78 


KFLZac6di0Q

Интерактивная экскурсия «В гостях у Прасковьи» 14+ 
Все знают, что в нашем доме родился Василий Иванович Суриков, но главной хранительницей усадьбы всегда оставалась его мать Прасковья Фёдоровна. Помогать вести экскурсию будет загадочная гостья из прошлого, которая расскажет секреты семейного быта и ведения хозяйства, рецепты любимых лакомств сына и некоторые истории из жизни семьи художника. 
________________________________________________________________________________

Стоимость билета - 250 рублей / льготный - 150 рублей. 
Группа до 10 человек 
Предварительная запись по телефону: 211-24-78 

P5180065

«Взятие снежного городка» одна из известных работ Василия Ивановича Сурикова, написанная в Красноярске в стенах отчего дома. В коллекции нашего музея хранится несколько этюдов, выполненных к данной работе.  Предисловием создания произведения является трагическое событие в жизни Василия Ивановича. В возрасте тридцати лет, 8 апреля 1888 года, от тяжёлой болезни сердца ушла из жизни любимая жена художника – Елизавета Августовна Шаре. Смерть близкого человека для художника стала большим потрясением. Только Сибирь могла спасти его в таком состоянии. Понимая это, художник вместе с дочками Олей и Леной, в начале лета 1889 года приехал в   Красноярск и прожил здесь до осени 1890 года. Многие современники Сурикова не верили в то, что художник снова возьмётся   за кисть, но всё-таки Василий Иванович не оставил любимое занятие. В этом есть и заслуга брата – друга всей его жизни Александра Ивановича. Именно он взял на себя заботу о племянницах и проводил время с братом.  А.И. Суриков вспоминает: «Девочек устроили в гимназию, где они учились хорошо, - таким образом у Васи главная забота о детях отпала. Я в свою очередь занялся развлечением его и подал ему мысль написать картину «Городок». Мне сильно хотелось, чтобы он после смерти жены не бросал свое художество. Поехали мы с ним в с. Ладейское, где и наняли молодых ребят сделать снежный городок». За работой этой картины Вася уже менее стал скучать о жене; одним словом, до некоторой степени пришел в себя стал бывать в гостях, и у нас были знакомые. С мамой всегда вспоминал о старине». Игра взятие городка была знакома Сурикову с детских времён. Не раз наблюдая такие забавы, он загорелся созданием этой работы. Художнику хотелось отобразить особенности сибирского праздника.

Впервые игра описана учёным-этнографом Иоганном Гмелиным. «Городок» строился на реке, или на площади города, селения. Обычно «городок» состоял из двух стен с воротами между ними. Стены из снега, облитого водой. Ворота могли быть двойными в виде арок — одни напротив других, с верхними перекладинами. На воротах из снега устанавливали разные фигуры: чаще всего это были петух, бутылка и рюмка. Участвовали в игре мужчины и молодые парни. Они делились на две команды — осаждавших и осаждаемых. Защищали ворота пешие, атаковали конные. Взять «городок» — значило разрушить его. Осаждаемые оборонялись ветками, мётлами, лопатами засыпали атакующих снегом. Лошадей отпугивали холостыми выстрелами из ружей. Игра заканчивалась обязательным разрушением городка. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем.

В работе «Взятие снежного городка» можно выделить три основных группы людей: центральная – люди защищающие снежный городок. И две группы зрителей расположенные справа и слева от центральной композиции.  Ещё одна живописная группа зрителей, трое в кошеве, находящиеся на переднем плане справа. На высоком месте, предназначенном для кучера, спиной к лошадям изображён родной брат художника Александр Иванович.

В экспозиции Музея-усадьбы В.И. Сурикова представлен этюд «Александр Иванович Суриков в шубе», поступивший от наследников художника. Специально для создания этюда, соболиную шубу предоставил музей Приенисейского края в настоящее время Красноярский краевой краеведческий музей. Лицо Александра Ивановича, изображено в развороте, взгляд серьёзный и устремлённый в даль. В образе видна вся сибирская стать и непринуждённость.

Екатерина Рачковская – женщина, сидящая в кошеве, соседка Сурикова, жена красноярского врача и общественного деятеля, председателя общества врачей Енисейской губернии Петра Ивановича Рачковского. В нашем музее хранится этюд с изображением Екатерины Рачковской. Женщина изображена в профиль, на серо-коричневом фоне, в коричневой шапочке, поверх которой повязан светлый платок.   Стоит отметить что в этюде платок однотонный (повседневный), а в произведении платок украшен орнаментом. Художник полностью сосредотачивается на лице, тщательно его прописывая, нежный румянец, голубые глаза, и обворожительную улыбку.

Ещё один интересный этюд из собрания музея-усадьбы В.И. Сурикова «Девушка в шубке». Если в большинстве этюдов мастер особое внимание уделяет выражениям лиц, то в этюде «Девушка в шубке» лицо прописано общими чертами и не индивидуализировано. Более подробно прописана одежда героини – переливающийся множеством оттенков коричневато-розовый атлас шубки с большим горностаевым воротником и пышной оторочкой, длинная юбка ниже шубки. На полотне мы видим эту девушку среди зрителей слева, у неё изменена поза, лицо стало смеющимся, а наряд остаётся прежнем.

«Взятие снежного городка» – одно из выдающихся и запоминающих произведений великого художника, представляет собой высокохудожественную ценность, а также отображает историко-этнографические особенности празднования масленицы в Сибири.

gor1 gor2 gor3

 

Жизнь в Петербурге.

Благодаря помощи красноярского золотопромышленника, купца первой гильдии и мецената П.И. Кузнецова, начинающий живописец Василий Суриков получил возможность учиться в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Поездка от Красноярска до Петербурга была первым самостоятельным путешествием молодого художника. Дорога заняла у него около двух месяцев, на перекладных, с рыбным обозом Кузнецова, с долгими остановками, двадцатилетний Василий Суриков проехал почти через всю Россию.

Покидая Красноярск, В.И. Суриков увозил с собой сибирскую жизнь, воспоминания детства, которые в течение всей его дальнейшей жизни будут служить постоянным источником его творческого вдохновения. Василий Суриков с жадностью впитывал новые впечатления, которые раскрывала перед ним центральная Россия, сильно отличающаяся от привычной сибирской глуши. Как вспоминал сам художник: «Жестокая жизнь в Сибири была, совсем XVII век». Между Красноярском и его патриархальными обычаями с пережитками древнерусского быта, с суровыми нравами и Петербургом, европейской столицей, с ее дворцами, академиями, политической жизнью было много отличий, которые так поразили художника.

По письмам можно восстановить остановки Сурикова в пути. «В Казани тоже останавливались дня четыре, – пишет он, – и там видел все древние исторические постройки. Мне очень понравился этот город, лучше всех по веселой жизни своей. От Казани мы до Нижнего все по большей части ехали по Волге, и много городов видели по ней. В Нижнем Новгороде тоже жили дней пять, и там смотрели все, что заслуживает внимания». В Москву Суриков приехал в середине февраля 1869 года. Хотя нужно было спешить в Петербург, была сделана кратковременная остановка. «Когда в Петербург из Сибири ехал красоту Москвы увидал, – вспоминал впоследствии Суриков. – Я на памятники как на живых людей смотрел. В Москве останавливались три дня, и я осматривал достопримечательности». Первая встреча Сурикова с памятниками древней русской  столицы – живыми свидетелями истории отложилась в сознании художника, впоследствии эти впечатления переродятся в творческие замыслы.

Пройдет еще несколько лет, и новый приезд Сурикова из Петербурга в Москву даст необычайной силы толчок его творческой фантазии. Но этому моменту предшествовали годы напряженного труда в столице Российской империи – Петербурге, куда в Академию художеств и направился Суриков после трехдневного пребывания в Москве.

В Музее-усадьбе В.И. Сурикова сохранились жанровые зарисовки академического периода художника. Параллельно с выполнением учебных программ, В.И. Суриков делал для себя наброски и акварели, беря сюжеты из окружающей столичной жизни. В небольших акварелях он был готов отразить любое впечатление. К этим зарисовкам 1870-х гг. относятся «Дама под зонтиком», «На барже», «Девушка-украинка», «Вечер. Телега с сеном», а также карандашный рисунок «Венера», в отличие от остальных выполненный в строгом академическом стиле.

На рисунке «Дама под зонтиком» изображен теплый день. В России второй половины XIX века зонтики от солнца были признаком благосостояния. Обилие таких зонтов в Санкт-Петербурге произвело большое впечатление на молодого художника из провинции. В период обучения художник любил совершать прогулки по столице. Этюд «На барже» позволяет остро прочувствовать атмосферу, присущую портовому городу – моряк на судне, мачты парусников, виднеющихся на фоне в голубой дымке, ветра с залива, крики чаек.

Хотя и не сохранилось достоверных сведений о занятиях художника на каникулах, кроме 1873 года, когда он уехал в Красноярск, можно предположить, что без дела художник не сидел, вполне вероятно, что он занимался творческой деятельностью, а вдохновение  к нему приходило в поездках по ближайшим деревням. В 1874 году художник пишет акварельный портрет «Девушка-украинка (Девушка-малороссиянка)». Художник изобразил девушку-крестьянку в украинской народной одежде. Уже в годы обучения в Академии художник задумывал свои исторические полотна, делал рисунки и карандашные наброски, «практиковался в композиции». К таким работам можно отнести и группу эскизов и набросков 1872 года к картинам: «Нерукотворный образ (Посол Авгаря, князя Эдесского, к Иисусу Христу)», «Изгнание торгующих из храма».

Из писем почти ничего не известно о работе над произведениями 1870 – 1880 годов. Первое большое полотно «Утро стрелецкой казни», которое художник представил на выставке художников-передвижников 1881 года, упоминается всего несколько раз. В воспоминаниях, поведанных его биографу, поэту М.А. Волошину мы находим слова Василия Ивановича о его любви «рисовать все деревянные принадлежности: дуги, оглобли,  колеса». «Когда я телегу видел, – вспоминал художник, – я каждому колесу готов был в ноги поклониться.  А  в  дровнях-то  какая  красота – в копылках, в вязах, в саноотводах». Эту красоту художник искал и находил во всем. Его рисунок «Вечер. Телега с сеном» наполнен покоем в тихий предвечерний час. Возможно, эта акварель с деревянной телегой является ранним предвестием к «Стрельцам». Примечательно, что в этой дорожной зарисовке художнику был важен сам пейзаж – изобразить пыль от колес, колею дороги, горные вершины, озаренные лучами уходящего солнца.

Академический период связан не только с обучением, но и с большими переменами в жизни художника. В Петербурге он женится на француженке Елизавете Шаре. В 1878 году он вместе с женой переезжает в Москву. На этом его творческий период, связанный с Петербургом закачивается, однако Василий Иванович еще не раз посетит северную столицу.

sculpture dama ukrainka

eskiz

barga

telega

Василий Иванович Суриков был не только великим историческим живописцем, но и не менее великим мастером портрета. В экспозиции музея-усадьбы В.И. Сурикова представлен живописный портрет профессора М.П. Черинова, поступивший в собрание музея в 1948 году от Комитета по делам искусства при СМ РСФСР. Посетитель видит пожилого человека с высоким лбом и большой окладистой бородой. Взгляд его светлых глаз полон проницательности и мудрости. Портрет написан с большим уважением к личности художника. Часто посетители музея задают вопрос: «Кто этот человек? Что побудило художника написать этот портрет?»

Действительно, как же встретились эти два великих человека – художник и профессор медицины? Когда и как пересеклись их пути?

1888 год – самый трагичный в жизни Сурикова. Елизавета Августовна – любимая жена, муза художника, рождённая с пороком сердца, простудилась и смертельно заболела. Для лечения жены художник приглашал многих известных столичных врачей, тогда и произошло знакомство Сурикова  с М.П. Чериновым, учёным-медиком, прекрасным диагностом.  На портрете Черинову 50 лет, он находится в расцвете творческих сил.

Михаил Петрович Черинов родился в Москве в 1838 году, обучался в Московской гимназии, а за тем в университете на медицинском факультете. После окончания университета слушал лекции и стажировался в клиниках  за границей у знаменитых врачей того времени. Там же начинает писать диссертацию по малоизученной теме в XIX веке, проблеме сахарного диабета. Вернувшись на родину блестяще защищает диссертацию и получает степень доктора медицины. После защиты начинает читать лекции в родном Московском университете, а также заниматься общественной деятельностью.  В течение 16 лет Черинов являлся гласным городской думы в Москве и председателем санитарного совета. Им было потрачено много сил и энергии по решению вопроса о передаче земли в дар Московскому университету для строительства клинического городка.   По воспоминаниям художника М. П. Кончаловского Черинов был женат на знаменитой итальянской певице Ван Занд и ездил в карете на паре рыжих лошадей.

В искусствоведческой литературе советский искусствовед В.С. Кеменов пишет: «В портретном творчестве Суриков такой же убеждённый реалист, как и в исторической живописи, он всегда исходит из того, что содержится в самой модели, и не прописывает от себя того, что отсутствует в характере изображаемой модели».

Портрет Черинова написан в строгой академической манере. Художник сосредоточивает своё внимание на передаче сходства и благородстве черт портретируемого. Краски переходят одна в другую незаметно для глаза, в работе господствует любимый художником чёрный цвет. За творческую жизнь Василием Ивановичем написан целый ряд удивительных портретов.

FZh 1

Уважаемые посетители, с 1 августа 2018 года в Музее-усадьбе В. И. Сурикова из-за большого потока посетителей в выходные дни (суббота, воскресенье) экскурсии проводятся по предварительной записи и по следующим сеансам: 10:00, 12:00, 14:00, 16:00. Учитывайте эту информацию при планировании посещения музея. 

MGMntGmC23U

Василий Иванович Суриков родился 12 (24) января 1848 года.   Дом, в котором он родился, был построен в первой половине XIX века, сохранился практически в первозданном виде   

 

Василий Иванович прожил в Красноярске в родительском доме до 1868 года, а после окончания Академии художеств в Санкт-Петербурге, жил в Москве. При каждой возможности Суриков непременно посещает родную Сибирь, в каждой из поездок пишет работы, отражающие великолепие природы берегов Енисея, окрестности старого Красноярска.    

 

В экспозиции нашего музея представлена одна из поздних работ Василия Ивановича – «Старый Красноярск», написанная в 1914 году.  Зрителю представлена широкоугольная панорама Красноярска начала XX века. Небо свинцового цвета и жёлтые оттенки ландшафта говорят о том, что данный пейзаж является осенним. 19 августа 1628 года был построен «малый» острог и назван Красным Яром, по красному цвету мергеля, составляющего толщу левого высокого берега реки Качи, ниже Красноярска, напротив острова Татышев. Этот день считается днём основания Красноярска. Как известно, Красноярск до 40-х годов XX века располагался на левом берегу реки Енисей. На правом берегу было лишь несколько сёл, в том числе и село Торгошино, откуда родом была мать Василия Ивановича – Прасковья Фёдоровна.

 

Работа «Старый Красноярск» написана в последний приезд на родину с Караульной горы, где находится знаменитая часовня Параскевы Пятницы.

Если знакомиться с работой, слева изображён Троицкий храм, на кладбище которого похоронены мать и брат В. И. Сурикова. 15 августа 1831 года общее собрание купцов и мещан Красноярска приняло решение просить разрешения на строительство кладбищенской церкви за рекой Качей.  Свято-Троицкий собор строился в два этапа: холодная Троицкая церковь была заложена 20 мая 1836 года, через три месяца было получено разрешение от епископа Томского и Енисейского Агапита о дозволении построить и тёплый придел, освящённый во имя святителя Иннокентия Иркутского 21 августа 1842 года. Троицкий придел был освящён 11 октября 1848 года.

В центре работы расположен Воскресенский собор.  В 1759 году староста красноярской соборной Преображения Господня церкви Леонтий Сидорович Пороховщиков нанял для постройки нового храма «города Енисейска разночинца» Петра Сокольникова. Вероятно, в качестве образца при строительстве первого каменного храма Красноярска был использован Спасский собор Спасского монастыря в Енисейске.  До наших дней Воскресенский собор не сохранился, в 1960-х годах его снесли и на его месте сейчас находится Красноярская краевая филармония.

Благовещенский собор расположен справа. В январе 1795 года жители Красноярска направили в духовное правление прошение о строительстве нового храма. Спустя девять лет в 1804 году была совершена закладка собора.

В 1808 году был завершен нижний теплый Благовещенский храм, и строительство приостановилось, завершилось лишь в 1812 году. Сегодня в центре города Красноярска на улице Ленина в Благовещенском соборе находится женский монастырь. 

 

Таким маленьким уютным городом Суриков запомнил и запечатлел свой родной Красноярск. Пройдёт время, и сибирский городок превратится в крупный индустриальный, научный и культурный центр России.

Zh 7 Stary Krasnoyarsk 1914

В 2007 году недалеко от въезда в микрорайон Солнечный г. Красноярска появился необычный столб с цифрой «9». Это памятное место для Василия Ивановича Сурикова, с которым связана интересная история.

 

В 1854 году, когда Василию было 6 лет, его отец – Иван Васильевич почувствовал себя больным и для поправки здоровья попросился на службу в село (в роду Суриковых была склонность к «грудной болезни» - туберкулезу). Иван Васильевич был коллежским регистратором. Просьбу его приняли во внимание и перевели в село Сухой Бузим, за шестьдесят верст от Красноярска.

 

Когда будущему художнику исполнилось восемь лет – пора было учиться, но в селе училища не было. Поэтому было решено отвезти его в Красноярск. Дом на Благовещенской пустовал, и Прасковья Федоровна привезла Сурикова к крестной — Ольге Матвеевне Дурандиной.

 

Сначала Вася попал в старший подготовительный класс. Мальчики учились там по второму году, а он еще ничего не знал. Поэтому учеба давалась нелегко.

 

Мать, погостив несколько дней у Дурандиных, собралась ехать домой. В день ее отъезда Суриков собрал в сумку книжки и тетради, простился с матерью и пошел в училище. Как вспоминал сам художник: « … в училище мне идти не захотелось. А тут дорога разветвляется по Каче. Я и пошел по дороге в Бузимо. <…>».     Так дошел он до девятой версты. «Я верст шесть прошел вспоминал художник – потом лег на землю, стал слушать, как в «Юрии Милославском», нет ли за мной погони. Вдруг вижу, вдали пыль. Глядь наши лошади. Мать едет. Я от них от дороги свернул – прямо в поле. Остановили лошадей. Мать кричит: «Стой! Стой! Да никак ведь это наш Вася!». <…>. И отвезли меня назад в училище».

 

Прасковья Федоровна попросила в училище перевести сына в младший класс. С той поры Вася стал учиться вместе со сверстниками. Он старался изо всех сил и к новому году он стал одним из лучших в классе.

 

Девятую же версту он запомнил на всю жизнь. Много лет спустя, приезжая из Москвы, на вопрос брата: "Ну, куда поедем погулять?" - Василий Иванович с улыбкой отвечал: - Давай-ка на девятую версту. Люблю это место!

9Ver

Наступила середина лета, и нам напоминает об этом урожай, который начинает появляться на усадебном огороде.

У Суриковых возле амбара, где разрослись черёмухи, стояла скамья, дальше начинался огород. Василий Иванович и его младший брат Александр всегда праздновали сбор урожая: выкапывали ямку, разводили огонь, а в таганке варили свежую картошку. А потом тут же уплетали её под черёмухой, сидя на скамье и поставив между собой большую солонку. Это было у них в обычае.

kartoshka ogurez

pomidor kapusta

ogorod vishna

В рамках 70-летнего юбилея Музея-усадьбы В.И. Сурикова, 10 июля в Аскизском краеведческом музее им. Н.Ф. Катанова, Республика Хакасия, состоялось открытие передвижной выставки постеров «Акварель и графика В.И. Сурикова». На выставке представлены работы доакадемического и академического периодов в творчестве художника.

 Посетители музея имеют возможность познакомиться с копиями работ Василия Ивановича из собрания Музея-усадьбы В.И. Сурикова.  Часть работ, представленных на выставке написаны во время каникул в 1873 году, когда Суриков гостил на приисках красноярского золотопромышленника, мецената, купца первой гильдии Петра Ивановича Кузнецова. Это акварели: «Два всадника», «Татарская Тесь», «Заимка в Хакасии», «Осёдланный конь».

По одной из версий здание в котором располагается Аскизский краеведческий музей им. Н.Ф. Катанова являлось летней резиденций П.И. Кузнецова, и не исключено, что Суриков гостил и в этом доме.

Передвижная выставка «Акварели и графика В.И.Сурикова» - первая выставка, представленная музеем за пределами Красноярского края.

ask1 ask2 ask3

А знаете ли вы, что В.И. Суриков и Л.Н. Толстой были знакомы и даже дружили некоторое время?

 

Почему некоторое время? Сейчас мы с вами это выясним.

 

Василий Иванович познакомился с Львом Николаевичем примерно в 1879 году (точной даты знакомства не сохранилось). Познакомил их общий друг – Илья Ефимович Репин. Знакомство произошло в библиотеке Румянцевского музея. Граф уже слышал о Сурикове от Репина и был рад знакомству. Суриков был в восторге от общения и позже познакомил графа со своей женой.

 

Лев Николаевич даже внёс свой небольшой вклад в создание работы «Утро стрелецкой казни». Вспоминает внучка писателя Н.П. Кончаловская:

 

«Утром к Суриковым зашел Толстой. <…>   Лев Николаевич долго сидел в молчании перед картиной, словно она его захватила всего <…>

— А скажите, как вы себе представляете, — Толстой быстро поднялся со стула, — стрельцов с зажженными свечами везли на место казни?
— Думаю, что всю дорогу они ехали с горящими свечами.
— А тогда руки у них должны быть закапаны воском, не так ли, Василий Иванович? Свеча плавится, телегу трясет, качает… А у ваших стрельцов руки чистенькие,<…>.
Суриков оживился, даже обрадовался:
 — Да, да! Как это вы углядели? Совершенно справедливо. Сейчас попробуем…
Он нашел тюбики с белилами, охрой и слоновой костью и торопливо выдавил краски на палитру, смешал их в нужный цвет. <…> Свеча оплыла, закапав руку воском.  

 — Да… Так совсем другое дело… Вот глаз-то у вас! Спасибо, что надоумили. <…> ».

 

Дружба продолжалась около десяти лет, а возможно продолжалась бы и дальше, если бы в 1888 году не заболела Елизавета Августовна – жена художника.

 

Еще недавно Елизавета Августовна могла разговаривать, смеяться и даже позволяла себя навещать. Тогда-то и приходил часто к Суриковым Лев Николаевич Толстой. Он усаживался в кресло возле больной и занимал ее беседой, смешил рассказами о забавных встречах с людьми, передавал интересные новости и события. Но иногда он вдруг начинал молча, пытливо вглядываться в ее лицо, словно изучая его, или пристально рассматривать исхудавшие руки. И тогда Елизавете Августовне становилось не по себе. После одной из таких встреч, она попросила Сурикова, чтобы он больше не пускал Льва Николаевича к ней. Василий Иванович долго не мог понять в чем же дело, но все объяснила прислуга. Суриков вспомнил, как они с графом рассуждали о смерти, как интересовала графа эта главная загадка бытия...

 

В следующий визит писателя к Суриковым художник не пустил его в дом. «Пошел вон, злой старик! Чтобы тут больше духу твоего не было!» - сказал он Толстому.

 

Так великий живописец и великий философ-литератор прекратили отношения.

В честь 70-летия Музея-усадьбы В.И. Сурикова открыта новая сезонная выставка «Казачья завозня», действующая в летне-осенний период.
В течение этого года мы принимаем подарки. В конце июня Красноярское региональное управление АО «Росипподромы», директор Юрий Николаевич Голиков и начальник производственного отдела Ирина Павловна Родионова, а также мастер конного спорта Марина Алексеевна Ирбитская подарили двое саней середины XX века, которые сразу вписались в наш усадебный ландшафт.
Атаман Красноярской региональной общественной организации «Союз казаков Енисея» Анатолий Алексеевич Князьков и заместитель председателя казачьего культурного центра «Енисейская казачья вольница» Александр Лукич Высотин подарили современную нагайку – это короткая ременная плеть для управления лошадью, которая в ряде случаев используется казачьим войском в качестве гибкого нелетального ударного оружия.
Аскизский краеведческий музей имени Н.Ф. Катанова (Республика Хакасия), директор Малика Махмадисуфовна Норасова, передал на временное хранение стремена конской упряжи второй половины XIX века.
Житель деревни Тигино Большемуртинского района Красноярского края Сергей Григорьевич Бурянин отдал в дар седелку ручной работы с деревянными колодками конца XIX века.
Музей-усадьба В.И. Сурикова высоко ценит своих дарителей и выражает им свою признательность и благодарность за личный вклад в сохранение историко-культурного наследия Красноярска.
Отдельное спасибо Красноярскому краевому краеведческому музею, его директору Валентине Михайловне Ярошевской, главному хранителю отдела фондов Александру Адольфовичу Гуляеву и начальнику отдела оцифровки и описания музейных предметов Илье Владимировичу Куклинскому за предоставленные фотонегативы.
Особую благодарность выражаем Александру Александровичу Магазёву первому заместителю директора по развитию и новым технологиям Красноярского краевого краеведческого музея за оперативную помощь.
Надеемся на долгое творческое сотрудничество и дружбу!

з1 з3

сани 1 сани 2

нагайка сиделко

стремя ves

 

А знаете ли вы, что предки В.И. Сурикова были участниками Красноярской шатости (1695-1698 гг.)?

В 1901 году Василий Иванович писал своему младшему брату Александру в Красноярск:

«1901

Здравствуй, дорогой наш Саша!
Пишу тебе, что в «Журнале Министерства народного просвещения», май 1901 года, напечатана статья Оглоблина о Красноярском бунте 1695–1698 годов. Тут многие есть фамилии наших казаков и в том числе имена наших предков с тобой, казаков Ильи и Петра Суриковых, принимавших участие в бунте против воевод-взяточников. «В доме Петра и Ильи Суриковых» были сборища заговорщиков против воеводы «ночные». Здесь бывали Злобины, Потылицыны, Кожуховские, Торгошины, Чанчиковы, Путимцевы, Потехины, Ошаровы, Юшковы, Мезенины и все, все, потомков которых мы знаем. Видно, у нас был большой дом, уже не дом ли Матвея-дедушки? Суриков (Петр) был «в кругу», где решили избить воеводу и утопить его в Енисее, Прочти и покажи знакомым эту статью. Можно достать или в гимназии, или семинарии. Чрезвычайно интересно, что мы знаем с тобой предков теперь своих, уже казаков, в 1690 году, а отцы их, конечно, пришли с Ермаком...».

В письме затрагивается очень важное для Красноярска событие – Красноярский бунт 1695-1698 годов. В нем принимали участие и предки великого художника – Илья и Петр Суриковы. В их доме собирались бунтовщики.

По данным крупного библиографа, специалиста по библиотечному делу С.Н. Мамеева, старый дом казаков Суриковых, где собирались «бунтовщики», сгорел при пожаре 26 июня 1773 г. Дом находился по Качинской улице, «во второй куртине», по левую сторону, под номером 77 (сейчас это улица Марковского).

Узнав об этой истории Суриков пришел в восторг. Его воображение уже рисовало картину произошедшего: «Это прелесть! Вот это картина! Я представляю себе чудный летний день. Енисей в полном величественном разливе. Огромная толпа взбунтовавшихся на берегу, тут и стар и млад и женщины, посадили свое начальство в дощаник, отпихнули от берега, а с берега летят камни в отъезжающих, а воздух насыщен насмешками и улюлюканьем!..» Так описывал Василий Иванович свои впечатления В.М. Крутовскому – известному красноярскому врачу и публицисту. Он часто встречался с Крутовским, ходил с ним на высокий берег Енисея, куда, по преданиям, притащили бунтари воеводу Дурново. Суриков сделал первые наброски этой сцены. Нарисовал и другую сцену, где народ вламывается во двор воеводы для расправы с ним. В одной из фигур на первом плане Василий Иванович изобразил своего предка Илью, придав ему фамильное сходство с самим собой. Он сделал еще много набросков для вновь задуманной картины, но замысел этот так и не был осуществлен.

До нас дошел лишь эскиз 1902 года, на котором Суриков изобразил толпу казаков, сталкивающих в воды Енисея плот с воеводой.

bunt

В.И. Суриков. «Красноярский бунт 1695 года». 1902 год. Из собрания Государственного Русского музея.

В.И. СУРИКОВ//ПУТЕШЕСТВИЯ 

Открываем новую рубрику о путешествиях В.И. Сурикова. 

Василий Иванович Суриков родился в Красноярске 170 лет назад 24 января 1848 года. Здесь он жил до 20 лет, а затем переехал в Санкт-Петербург, где учился в Императорской Академии художеств. После окончания Академии В.И. Суриков жил в Москве. За свою жизнь художник много путешествовал, объездил не только Россию, но и Европу. Но всегда душа художника стремилась к родной стороне, в Красноярск. Где бы художник ни останавливался, везде жил на съемных квартирах. Поэтому дом В.И. Сурикова это единственное место во всем мире, которое связывает нас через столетия с великим русским художником. 

После того, как В.И. Суриков покинул отчий дом в 1868 году, он еще не раз приезжал в Красноярск. Сам художник говорил: «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства, она же дала мне дух, и силу, и здоровье». В Красноярске художник пишет «Взятие снежного городка», этюды к произведениям «Покорение Сибири Ермаком» и «Переход Суворова через Альпы», пишет эскизы к картине «Благовещение», а также к незавершенным работам «Красноярский бунт 1695-1698 гг.» и «Княгиня Ольга встречает тело Игоря». 

В.И. Суриков всегда стремился жить в Красноярске, а в Москву и Санкт-Петербург выезжать только на выставки. Однако, в письме к младшему брату Александру от 3 апреля 1895 года, художник пишет: «Право, Саша, если ты в силах сделать это путешествие [из Красноярска в Москву], то приезжай. Я уж по горькому опыту знаю, что перемена некоторая необходима». Эти строки связаны с мрачным событием в жизни В.И. Сурикова, с уходом из жизни его матери Прасковьи Федоровны. Художнику были необходимы эти «перемены». Путешествия давали ему силу для творчества и мужество, чтобы пережить удары судьбы. 

В Музее-усадьбе В.И. Сурикова хранятся произведения художника, которые он писал в своих поездках. Самые ранние из них входят в минусинский акварельный альбом 1873 года, написанный в Хакасии.

ФГ 12

Новости (все события)

Музей в социальных сетях      Вконтакте
Музей на карте города
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений