В 1909 году Василий Иванович создаёт этюд «Озеро Шира», который хранится в коллекции нашего музея. В собрание музея работа поступила в 1957 году от наследников художника, размер 29,8 х 38,7 см. Это ещё одна работа, отражающая быт хакасов и великолепие природы юга Сибири.
Озеро Шира расположено в неглубокой межгорной впадине в Северо-Минусинской (Чулымо-Енисейской) котловине. Озеро слабосолёное, несмотря на то, что в него с юго-восточной стороны впадает небольшая речушка Сон. О целебных свойствах озера в своих записях упоминал знаменитый немецкий учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и путешественник, находящийся на русской службе (1767—1810 г.г.) П. С. Паллас в XVIII веке. Одним из инициаторов создания курорта на озере Шира в XIX веке был томский купец-золотопромышленник З. М. Цибульский.
По легенде, З.М. Цибульский обратил внимание на то, что его собака, случайно раненая им на охоте, купаясь в озере, залечила раны и сама прибежала домой совершенно здоровой. Решив проверить насколько целебна озёрная вода, Цибульский попробовал лечить ваннами свой радикулит и действительно избавился от болезни. В 1927 году по инициативе врача, общественного деятеля В. С. Пирусского был открыт первый сибирский санаторный пионерский лагерь.
Живописные пейзажи юга Сибири всегда привлекали Василия Ивановича. Приезжая из столицы в родные места, художник всегда старался посетить Хакасию. Мягкий климат и кисломолочные продукты местного производства помогали Сурикову поправить здоровье.
В этюде «Озеро Шира» на втором плане изображена светло-голубая гладь озера. Справа два двухэтажных деревянных дома. На первом плане расположен дом с открытым балконом и деревянной лестницей. На первый взгляд ничего особенного в этом доме нет, но если знакомиться детально с данной работой, можно увидеть женщину в белой блузе с уложенными волосами тёмного цвета, стоящей на балконе дома. Перед домами располагаются три бревенчатые юрты — национальные жилища хакасов. Традиционная юрта имеет 6-8 углов. Считалось чем больше углов, тем зажиточнее хозяин. Полутораметровые стены ставились без фундамента на утрамбованную землю покрытую берестой. Куполообразная крыша имела в центре дымоход, под ним располагался очаг. Дверь юрты была направлена на восток. Крышу крыли корой, реже досками. С приходом русского населения в XVII веке на территорию Хакасии, произошла интеграция культур. Местное население стало строить для себя дома русского типа, а во дворах, вплоть до середины ХХ века, ставили юрту, которая использовалась как летняя кухня. Юрты XIX века сохранились до сегодняшних дней на территории Аскизского района Республики Хакасия.
В этюде преобладает природный колорит цветов: голубая вода озера, коричневые оттенки деревянных построек, насыщенно зелёный – цвет степной травы. В целом композиция отражает быт и особенности построек юга Сибири начала ХХ века.
Хранитель фондов А.А. Куприянов.