А знаете ли вы, что предки В.И. Сурикова были участниками Красноярской шатости (1695-1698 гг.)?
В 1901 году Василий Иванович писал своему младшему брату Александру в Красноярск:
«1901
Здравствуй, дорогой наш Саша!
Пишу тебе, что в «Журнале Министерства народного просвещения», май 1901 года, напечатана статья Оглоблина о Красноярском бунте 1695–1698 годов. Тут многие есть фамилии наших казаков и в том числе имена наших предков с тобой, казаков Ильи и Петра Суриковых, принимавших участие в бунте против воевод-взяточников. «В доме Петра и Ильи Суриковых» были сборища заговорщиков против воеводы «ночные». Здесь бывали Злобины, Потылицыны, Кожуховские, Торгошины, Чанчиковы, Путимцевы, Потехины, Ошаровы, Юшковы, Мезенины и все, все, потомков которых мы знаем. Видно, у нас был большой дом, уже не дом ли Матвея-дедушки? Суриков (Петр) был «в кругу», где решили избить воеводу и утопить его в Енисее, Прочти и покажи знакомым эту статью. Можно достать или в гимназии, или семинарии. Чрезвычайно интересно, что мы знаем с тобой предков теперь своих, уже казаков, в 1690 году, а отцы их, конечно, пришли с Ермаком...».
В письме затрагивается очень важное для Красноярска событие – Красноярский бунт 1695-1698 годов. В нем принимали участие и предки великого художника – Илья и Петр Суриковы. В их доме собирались бунтовщики.
По данным крупного библиографа, специалиста по библиотечному делу С.Н. Мамеева, старый дом казаков Суриковых, где собирались «бунтовщики», сгорел при пожаре 26 июня 1773 г. Дом находился по Качинской улице, «во второй куртине», по левую сторону, под номером 77 (сейчас это улица Марковского).
Узнав об этой истории Суриков пришел в восторг. Его воображение уже рисовало картину произошедшего: «Это прелесть! Вот это картина! Я представляю себе чудный летний день. Енисей в полном величественном разливе. Огромная толпа взбунтовавшихся на берегу, тут и стар и млад и женщины, посадили свое начальство в дощаник, отпихнули от берега, а с берега летят камни в отъезжающих, а воздух насыщен насмешками и улюлюканьем!..» Так описывал Василий Иванович свои впечатления В.М. Крутовскому – известному красноярскому врачу и публицисту. Он часто встречался с Крутовским, ходил с ним на высокий берег Енисея, куда, по преданиям, притащили бунтари воеводу Дурново. Суриков сделал первые наброски этой сцены. Нарисовал и другую сцену, где народ вламывается во двор воеводы для расправы с ним. В одной из фигур на первом плане Василий Иванович изобразил своего предка Илью, придав ему фамильное сходство с самим собой. Он сделал еще много набросков для вновь задуманной картины, но замысел этот так и не был осуществлен.
До нас дошел лишь эскиз 1902 года, на котором Суриков изобразил толпу казаков, сталкивающих в воды Енисея плот с воеводой.
В.И. Суриков. «Красноярский бунт 1695 года». 1902 год. Из собрания Государственного Русского музея.