В коллекции нашего музея хранится работа «Портрет хакаски», написанная Василием Ивановичем в 1909 году, поступившая в собрание в 1963 году от наследников художника. Женский портрет – отдельный блок творчества Сурикова. С самого начала творческого пути художник начинает писать женские образы, подчёркивая тонкий душевный мир прекрасной половины человечества.
В данной работе, на сером фоне, изображена молодая женщина – хакаска, сидящая со сложенными руками на коленях. Василий Иванович в портрете отображает особенности внешнего вида женщин Минусинского уезда конца ХIX - начала ХХ века. Одета в национальное платье синего цвета (ипчi когенег). Платья были одинакового покроя – широкие в подоле, объемные в рукаве, с разрезом на груди, который застёгивался на пуговицу, и отложным воротником. Повседневные платья шили из хлопчатобумажной ткани, а праздничные из шёлка. Наплечники, воротник, манжеты и подол платья чаще всего обшивались чёрным бархатом и имели вышивку в виде растительного орнамента. С особенностями одежды было связано немало народных воззрений. Так, на шве рукава под мышками и над обшлагами оставляли полоски, называемые хут сыынчан — место притяжения души (человека). Надо отметить также особое отношение хакасов к пуговицам (марха) и воротнику (мойдырых), считавшимися хранителями души человека. При продаже одежды полагалось отпороть пуговицы, иначе вместе с ними уйдет счастье.
Женщина запечатлена в платке тёмного цвета с красным орнаментом. Две заплетённые косы означают то, что женщина замужняя. В ушах национальные серьги (ызырга) с бусинами (суру), с серебряным полтинником и шелковой кисточкой на конце. Коралловые бусы завозили в Хакасию из средней Азии. В обмен за одну бусинку давали быка или лошадь. По поверьям, женские уши не должны быть пустыми, ибо к кораллам притягивается душа. На пальцах девушки – перстни, выполненные из металла серебристого цвета, украшенные цветными камнями. На груди – православный крест. Массовое крещение хакасов состоялось в 1876 году на берегу р. Аскиз. Но, несмотря на это, население верило и в бога, а также и жило по старинным хакасским поверьям. На данном портрете можно просмотреть национальный колорит женского гардероба хакасок.
Посещая юг Сибири Василий Иванович отражал в своих произведениях не только великолепие природы, но и особенности материальной культуры местного населения.
Хранитель фондов музея Антон Куприянов.