С детских лет будущий художник Суриков интересовался историей государства Российского, историей Сибири, своего рода. Мальчик рос любознательным и разносторонним. Именно эти качества сложили будущую индивидуальность художника.
В 1873 году Василий Иванович, приехав на каникулы, путешествуя по Минусинскому уезду Енисейской губернии, написал акварельный этюд «Два всадника». Минусинский альбом, созданный на юге Сибири, представляет не только художественную ценность, но и этнографическую. В своих работах Суриков запечатляет быт, одежду, внутреннее убранство национального жилища и многое другое. По этим работам можно видеть, как жили и одевались минусинские татары во второй половине XIX века.
В работе изображены двое мужчин, сидящие верхом на лошадях; один из них представлен на переднем плане, а второй на заднем, стоящим на большом камне. Знакомясь с работой, без труда можно сделать вывод, что всадники являются охотниками. На протяжении многих лет охота считалась одним из основных занятий хакасов, проживающих на подтаёжной территории. Добытый зверь употреблялся в пищу, шкуры использовались для шитья одежды, а так же для уплаты ясака - натурального налога с народов Сибири и Севера. На охоту в тайгу выезжали на лошадях не большими артелями 5-7 человек. Юноши 15-17 лет уже могли быть полноправными членами артели. Старшим назначался самый опытный охотник, все остальные прислушивались к его советам. Тайга была условно разделена на родовые участки, каждая группа добывала зверя на определённой территории, путь до участка осуществлялся на лошади, а сам процесс охоты в тёплое время года проходил пешком. Промышляли хакасы на соболя, белку, зайца, бурундука, лисицу, медведя, дикую козу, лося - и других животных. Среди охотников было принято брать равно столько зверя, сколько было необходимо. Лишнего же не добывали. В тайгу каждый член артели брал с собой продукты питания и охотничьи припасы, которые использовались совместно, добыча делилась поровну. Широкий ряд охотничьего снаряжения требовался мужчине. В национальном жилище хакасов – юрте, была отведена мужская половина, на которой хранились охотничьи принадлежности и конская упряжь, женщина не имела право трогать хранящиеся вещи.
В данном этюде мужчины представлены в традиционной одежде XIX века, у охотника, расположенного на большом камне, за спиной висит ружьё. К.М. Патачаков - кандидат исторических наук, научный сотрудник «Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории» в своей книге «Культура и быт хакасов в свете исторических связей с русским народом XVII-XIX в.в.» подробно описывает охотников и охотничьи принадлежности. С приходом русского населения на территорию Сибири пришло и огнестрельное оружие, позже местными мастерами стали изготавливаться ружья кустарного производства. Оружейные принадлежности у охотника постоянно находились при себе. Набор крепился на кожаный ремень и подвешивался на плечо, в него входили: пороховница из коровьего рога или роговой сосудец, кожаный мешочек для дроби, футлярчик для пистонов и роговая мерка для пороха. Несмотря на наличие огнестрельного оружия в XIX веке, охотниками активно использовались проверенные временем луки и стрелы, ловушки разного типа.
Пейзаж в данной работе прописан очень скупо; безусловно основной акцент сделан на детальную прорисовку фигур людей и лошадей. Судя по очертаниям гор и каменным глыбам на переднем плане работы, можно сделать вывод, что Суриков написал данную работу не в степной, а в подтаёжной территория Минусинского уезда. В 1873 году Василий Иванович плотно общался с отцом будущего художника Дмитрия Иннокентьевича Каратанова. Иннокентий Каратанов в то время служил резидентом на даче Петра Ивановича Кузнецова, именно он, хорошо зная язык местного населения, договаривался с людьми, чтобы они позировали художнику. Василий Иванович в своих работах ещё не раз будет подчёркивать этнографические особенности коренных народов сибири.
Хранитель фондов музея Антон Куприянов.