Василий Иванович Суриков был не только великим историческим живописцем, но и не менее великим мастером портрета. В экспозиции музея-усадьбы В.И. Сурикова представлен живописный портрет профессора М.П. Черинова, поступивший в собрание музея в 1948 году от Комитета по делам искусства при СМ РСФСР. Посетитель видит пожилого человека с высоким лбом и большой окладистой бородой. Взгляд его светлых глаз полон проницательности и мудрости. Портрет написан с большим уважением к личности художника. Часто посетители музея задают вопрос: «Кто этот человек? Что побудило художника написать этот портрет?»
Действительно, как же встретились эти два великих человека – художник и профессор медицины? Когда и как пересеклись их пути?
1888 год – самый трагичный в жизни Сурикова. Елизавета Августовна – любимая жена, муза художника, рождённая с пороком сердца, простудилась и смертельно заболела. Для лечения жены художник приглашал многих известных столичных врачей, тогда и произошло знакомство Сурикова с М.П. Чериновым, учёным-медиком, прекрасным диагностом. На портрете Черинову 50 лет, он находится в расцвете творческих сил.
Михаил Петрович Черинов родился в Москве в 1838 году, обучался в Московской гимназии, а за тем в университете на медицинском факультете. После окончания университета слушал лекции и стажировался в клиниках за границей у знаменитых врачей того времени. Там же начинает писать диссертацию по малоизученной теме в XIX веке, проблеме сахарного диабета. Вернувшись на родину блестяще защищает диссертацию и получает степень доктора медицины. После защиты начинает читать лекции в родном Московском университете, а также заниматься общественной деятельностью. В течение 16 лет Черинов являлся гласным городской думы в Москве и председателем санитарного совета. Им было потрачено много сил и энергии по решению вопроса о передаче земли в дар Московскому университету для строительства клинического городка. По воспоминаниям художника М. П. Кончаловского Черинов был женат на знаменитой итальянской певице Ван Занд и ездил в карете на паре рыжих лошадей.
В искусствоведческой литературе советский искусствовед В.С. Кеменов пишет: «В портретном творчестве Суриков такой же убеждённый реалист, как и в исторической живописи, он всегда исходит из того, что содержится в самой модели, и не прописывает от себя того, что отсутствует в характере изображаемой модели».
Портрет Черинова написан в строгой академической манере. Художник сосредоточивает своё внимание на передаче сходства и благородстве черт портретируемого. Краски переходят одна в другую незаметно для глаза, в работе господствует любимый художником чёрный цвет. За творческую жизнь Василием Ивановичем написан целый ряд удивительных портретов.