Уважаемые посетители! 20 июня 2018 года с 13:30 до 15:30 музей будет закрыт по техническим причинам. Учитывайте эту информацию при планировании посещения нашего музея. 

sur

Мы рады сообщить, что Музей-усадьба В.И. Сурикова стал полноправным членом Союза музеев России!

На этой неделе мы получили свидетельство о включении в реестр Союза музеев. В юбилейный год для музея вступление в Союз стало одним из важнейших событий.

Союз музеев России является единственной в России организацией, объединяющей музеи страны как общественные институты. Его членами являются более 400 музеев из 75 субъектов Российской Федерации. Как определил кредо Союза его президент Михаил Пиотровский, «мы будем делать все от нас зависящее, чтобы вернуть музею его первородное предназначения «дома муз», а не торгово-развлекательного центра».

Суриковаimg426

 

В 1909 году Василий Иванович создаёт этюд «Озеро Шира», который хранится в коллекции нашего музея. В собрание музея работа поступила в 1957 году от наследников художника, размер 29,8 х 38,7 см. Это ещё одна работа, отражающая быт хакасов и великолепие природы юга Сибири.

Озеро Шира расположено в неглубокой межгорной впадине в Северо-Минусинской (Чулымо-Енисейской) котловине. Озеро слабосолёное, несмотря на то, что в него с юго-восточной стороны впадает небольшая речушка Сон. О целебных свойствах озера в своих записях упоминал знаменитый немецкий учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и путешественник, находящийся на русской службе (1767—1810 г.г.) П. С. Паллас в XVIII веке. Одним из инициаторов создания курорта на озере Шира в XIX веке был томский купец-золотопромышленник З. М. Цибульский.

По легенде, З.М. Цибульский обратил внимание на то, что его собака, случайно раненая им на охоте, купаясь в озере, залечила раны и сама прибежала домой совершенно здоровой. Решив проверить насколько целебна озёрная вода, Цибульский попробовал лечить ваннами свой радикулит и действительно избавился от болезни. В 1927 году по инициативе врача, общественного деятеля В. С. Пирусского был открыт первый сибирский санаторный пионерский лагерь.

Живописные пейзажи юга Сибири всегда привлекали Василия Ивановича. Приезжая из столицы в родные места, художник всегда старался посетить Хакасию. Мягкий климат и кисломолочные продукты местного производства помогали Сурикову поправить здоровье.

В этюде «Озеро Шира» на втором плане изображена светло-голубая гладь озера. Справа два двухэтажных деревянных дома. На первом плане расположен дом с открытым балконом и деревянной лестницей. На первый взгляд ничего особенного в этом доме нет, но если знакомиться детально с данной работой, можно увидеть женщину в белой блузе с уложенными волосами тёмного цвета, стоящей на балконе дома. Перед домами располагаются три бревенчатые юрты — национальные жилища хакасов. Традиционная юрта имеет 6-8 углов. Считалось чем больше углов, тем зажиточнее хозяин. Полутораметровые стены ставились без фундамента на утрамбованную землю покрытую берестой. Куполообразная крыша имела в центре дымоход, под ним располагался очаг. Дверь юрты была направлена на восток. Крышу крыли корой, реже досками. С приходом русского населения в XVII веке на территорию Хакасии, произошла интеграция культур. Местное население стало строить для себя дома русского типа, а во дворах, вплоть до середины ХХ века, ставили юрту, которая использовалась как летняя кухня. Юрты XIX века сохранились до сегодняшних дней на территории Аскизского района Республики Хакасия.

В этюде преобладает природный колорит цветов: голубая вода озера, коричневые оттенки деревянных построек, насыщенно зелёный – цвет степной травы. В целом композиция отражает быт и особенности построек юга Сибири начала ХХ века.

Хранитель фондов А.А. Куприянов.

Озеро Шира

Июньское цветение усадьбы

P80608 153557 01 P80608 153634 01

P80608 153831 01 P80608 153859 01

P80608 153948 01 P80608 154237 01

 

Вчера было особенно многолюдно в усадьбе. Практически каждый уголок заполнен посетителями. На деревянном тротуаре дети из детской художественной школы №1 им. В.И. Сурикова пишут этюды. На лужайке проходят занятия семейного клуба «Школа пестования», которые проводит Екатерина Горева - педагог школы этнической социализации, а в доме В.И. Сурикова посетители наслаждаются творчеством великого живописца. 

SVshrNqfBsY   bHCCh m0Po4

RpgtOoCH9Tg   6eDVC0aHdpg

5 июня 1948 года к столетию со дня рождения Василия Ивановича Сурикова Секретарь ВКП(б) И.В. Сталин Постановлением Совета Министров СССР поручил организовать в городе Красноярске в доме, где родился и жил В.И. Суриков, мемориальный художественный музей.

Сегодня Музею-усадьбе В.И. Сурикова исполнилось 70 лет. Музей развивается, ведет активную научную деятельность, экспозиционно-выставочную работу, разрабатывает новые проекты и ежедневно принимает огромное количество посетителей.

В этот важный день в истории музея мы отдаем дань памяти гордости нашего Отечества, великому живописцу и нашему земляку Василию Ивановичу Сурикову.

dr

dr2

По давней многолетней традиции в течение всей недели к нам в музей приходят ученики Детской художественной школы №1 им. В.И. Сурикова. Учащиеся, получая вдохновение от усадьбы, где родился, жил и работал Василий Иванович Суриков, развивают художественные навыки. 

DSC 9999DSC 9998DSC 9971

В 2018 году Красноярск отмечает 390 лет! Музей-усадьба В.И. Сурикова присоединяется к поздравлению с юбилеем любимого города и приглашает горожан на праздничные общегородские мероприятия!

C Днем рождения Программа Дня города

 

1 июня, в День защиты детей, приглашаем посетить Музей-усадьбу В. И. Сурикова. Вход детям до 14 лет бесплатно. Взрослый билет - 100 рублей, пенсионерам - 50 рублей.

Давайте встретим лето в усадьбе!

sakura

18 мая 2018 года прошла наша ночь музеев "Грани веков". Благодарим за участие в мероприятии фольклорный ансамбль "Шкатулочка", Сергея Цветкова, поэта и музыканта фри-фолк группы "Кэдди пахнет деревьями", Гильдию Красноярских Поэтов, волонтёров студенческого штаба Универсиады - 2019 КрасГМУ. Отдельное спасибо за чудесные фотографии Александру Владимировичу Колесникову, фотографу медиа-коворкинга "Открытая студия". Надеемся на дальнейшее сотрудничество и дружбу. А наших посетителей благодарим за тёплые отзывы, мы рады работать для вас!

prask   dom

sergey  shkatuloc

Уважаемые посетители!

18 мая музей работает с 18:00 до 23:00, в связи с проведением Музейной ночи "Грани веков".


JgqyfV JE1U

 

В коллекции нашего музея хранится работа «Портрет хакаски», написанная Василием Ивановичем в 1909 году, поступившая в собрание в 1963 году от наследников художника. Женский портрет – отдельный блок творчества Сурикова. С самого начала творческого пути художник начинает писать женские образы, подчёркивая тонкий душевный мир прекрасной половины человечества.

В данной работе, на сером фоне, изображена молодая женщина – хакаска, сидящая со сложенными руками на коленях. Василий Иванович в портрете отображает особенности внешнего вида женщин Минусинского уезда конца ХIX - начала ХХ века. Одета в национальное платье синего цвета (ипчi когенег). Платья были одинакового покроя – широкие в подоле, объемные в рукаве, с разрезом на груди, который застёгивался на пуговицу, и отложным воротником. Повседневные платья шили из хлопчатобумажной ткани, а праздничные из шёлка. Наплечники, воротник, манжеты и подол платья чаще всего обшивались чёрным бархатом и имели вышивку в виде растительного орнамента. С особенностями одежды было связано немало народных воззрений. Так, на шве рукава под мышками и над обшлагами оставляли полоски, называемые хут сыынчан — место притяжения души (человека). Надо отметить также особое отношение хакасов к пуговицам (марха) и воротнику (мойдырых), считавшимися хранителями души человека. При продаже одежды полагалось отпороть пуговицы, иначе вместе с ними уйдет счастье.

Женщина запечатлена в платке тёмного цвета с красным орнаментом. Две заплетённые косы означают то, что женщина замужняя. В ушах национальные серьги (ызырга) с бусинами (суру), с серебряным полтинником и шелковой кисточкой на конце. Коралловые бусы завозили в Хакасию из средней Азии. В обмен за одну бусинку давали быка или лошадь. По поверьям, женские уши не должны быть пустыми, ибо к кораллам притягивается душа. На пальцах девушки – перстни, выполненные из металла серебристого цвета, украшенные цветными камнями. На груди – православный крест. Массовое крещение хакасов состоялось в 1876 году на берегу р. Аскиз. Но, несмотря на это, население верило и в бога, а также и жило по старинным хакасским поверьям. На данном портрете можно просмотреть национальный колорит женского гардероба хакасок.

Посещая юг Сибири Василий Иванович отражал в своих произведениях не только великолепие природы, но и особенности материальной культуры местного населения.

Хранитель фондов музея Антон Куприянов.

 

Хакаска

Красноярцы и гости нашего города, в майские праздники музей будет работать по привычному расписанию. Приходите к нам и проведите время с пользой!

UmuX6ur T6g

Скоро подойдёт к концу учебный год, и довольные школьники отправятся на долгожданные каникулы. Вы спросите: «Какое отношение это имеет к нашему музею?». Да самое прямое. Начиная с сентября 2017 года мы принимали участие в интересном, а главное полезном благотворительном проекте «Два музея».

В рамках грантовой программы «Два музея», поддержанной фондом Михаила Прохорова, в школе 144 проходили краеведческие уроки, организованные школьным музеем Е.А. Крутовской в партнерстве с музеем-усадьбой В.И. Сурикова. Проект направлен на вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в творческую деятельность. Использование несложных техник hand-made, взаимодействие с педагогами, обучающих таким техникам, выполнение поделок на основе полученной информации, дополнительная информация по истории города и края помогают расширить кругозор обучающихся, привить им практические навыки рукоделия, развить образное мышление.

Началось знакомство с нашей усадьбой через музейный урок «Жил-был Вася». Учащиеся сравнили период детства в XIX веке со своим, многие отметили, что раньше дети были более самостоятельными, ведь взрослеть приходилось рано, нужно было помогать родителям по хозяйству, в воспитании братьев и сестёр.

На протяжении учебного года мы вместе с учениками 144 школы изучали жизнь великого земляка Василия Сурикова, говорили о его связи с Санкт-Петербургом, о том какую роль в его жизни сыграло товарищество художников Передвижников.

Невозможно говорить о художнике и не пытаться творить самому. Музейные уроки сменялись интересными мастер-классами. Вместе с сотрудниками музея ребята делали обережные куклы-рябинки, рисовали свои автопортреты, мастерили винтажные открытки для мам и бабушек, раскрашивали открытки с видами Петербурга, готовили презенты для ветеранов.

Немного грустно расставаться со школой, ставшей такой близкой за этот год, но мы рады, что приобрели новых почитателей творчества В.И. Сурикова. Проект «Два музея» показал, что сотрудничество – это неотъемлемая часть жизни необходимая в условиях современного общества.

 0xNu yV4jo   jH EDJUOFB0

HwkwBPrx6Bw    Zt8igAbjyg

Создание широкоугольных панорам с высокой точки, один из любимых приёмов в творчестве Василия Ивановича Сурикова, именно с высоты художник показывает всю красоту сибирских пейзажей.  Ту красоту, по которой скучал Василий Иванович, проживая в Петербурге и Москве. Напомним, Суриков родился 12(24) января 1848 года, принадлежал к казачьему сословию. Отец – Иван Васильевич Суриков (1809 – 1859). Мать – Прасковья Фёдоровна Торгашина (14 октября 1818 – 1895) – родилась в казачьей станице Торгашино. Именно с этой станицей связаны многие детские воспоминания Васи. В 1890-х годах, находясь в Красноярске, художник пишет этюд «Село Торгашино», который хранится в коллекции нашего музея.

По ярко зелёным оттенкам, преобладающим в работе, можно сделать вывод, что в данном этюде представлен летний пейзаж. В правом углу работы расположены деревенские домики. Среди домов в работе просматривается деревянная церковь – Николая Чудотворца, которая была построена в 1869 году. За селом, на противоположной стороне от Енисея расположено небольшое озеро, правый берег Красноярска славится большим количеством таёжных озер. В центре композиции преобладает равнинный пейзаж. Извилистыми мазками более тёмного цвета Суриков возможно показывает просёлочные дороги, подходящие к селу. В верхней части работы представлена река, убегающая в горизонт, на котором виднеются тёмные очертания гор. По бледно-розовому небу и отсутствию солнечных лучей можно предположить, что работа написана ближе к вечернему времени. Автор запечатляет близкий сердцу уголок на сибирской земле – родину своей матери. Именно по этим работам можно увидеть ландшафт старых окрестностей правого берега, на котором сейчас располагается индустриальная часть мегаполиса.

Вплоть до 30-40-х годов XX века Красноярск располагался только на левом берегу Енисея, на правом берегу были расположены несколько сёл, в том числе и казачья станица Торгашино, основанная в 1630-х годах. Название населённый пункт получил по фамилии одних из первых жителей - казаков Торгашиных. Также среди основателей деревни были казаки Лалетины, Шеходановы и Юшковы. Именно в этой станице родилась и проживала до замужества мать великого художника – Прасковья Фёдоровна.  Сегодня Торгашино входит в состав Свердловского района города Красноярска.  В черте села установлен памятный камень. Ежегодно на родине матери В. И. Сурикова отмечают праздник – Прасковьин день. Около камня совершается молебен, после чего проходят народные гулянья.

Хранитель фондов музея Антон Куприянов

torgashino

С детских лет будущий художник Суриков интересовался историей государства Российского, историей Сибири, своего рода. Мальчик рос любознательным и разносторонним. Именно эти качества сложили будущую индивидуальность художника.

В 1873 году Василий Иванович, приехав на каникулы, путешествуя по Минусинскому уезду Енисейской губернии, написал акварельный этюд «Два всадника». Минусинский альбом, созданный на юге Сибири, представляет не только художественную ценность, но и этнографическую. В своих работах  Суриков запечатляет быт, одежду, внутреннее убранство национального жилища и многое другое.  По этим работам можно видеть, как жили и одевались  минусинские татары во второй половине XIX века.

В работе изображены двое мужчин, сидящие верхом на  лошадях; один из них представлен на переднем плане, а второй на заднем, стоящим на большом камне. Знакомясь с работой, без труда можно сделать вывод, что всадники являются охотниками. На протяжении многих лет охота считалась одним из основных занятий хакасов, проживающих на подтаёжной территории.  Добытый зверь употреблялся в пищу,  шкуры использовались для шитья одежды, а так же для уплаты ясака - натурального налога с народов Сибири и Севера. На охоту в тайгу  выезжали на лошадях не большими артелями 5-7 человек. Юноши 15-17 лет уже могли быть полноправными членами артели. Старшим назначался самый опытный охотник, все остальные прислушивались к его советам. Тайга была условно разделена на родовые участки, каждая группа добывала зверя на определённой территории, путь до участка осуществлялся на лошади, а сам процесс охоты в тёплое время года проходил пешком. Промышляли хакасы  на соболя, белку, зайца, бурундука, лисицу, медведя, дикую козу, лося - и других животных. Среди охотников было принято брать равно столько зверя, сколько было необходимо. Лишнего же не добывали. В тайгу каждый член артели брал с собой  продукты питания и охотничьи припасы, которые использовались совместно, добыча делилась поровну. Широкий ряд охотничьего снаряжения требовался мужчине. В национальном жилище хакасов – юрте, была отведена мужская половина, на которой хранились охотничьи принадлежности и конская упряжь, женщина не имела право трогать  хранящиеся вещи. 

В  данном этюде мужчины представлены в традиционной одежде XIX века, у охотника, расположенного на большом камне, за спиной висит ружьё. К.М. Патачаков - кандидат исторических наук, научный сотрудник «Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории»  в своей книге «Культура и быт хакасов в свете исторических связей с русским народом XVII-XIX в.в.» подробно описывает охотников и охотничьи принадлежности. С приходом русского населения на территорию Сибири пришло и огнестрельное  оружие, позже местными мастерами стали изготавливаться ружья кустарного производства. Оружейные принадлежности у охотника постоянно находились при себе.  Набор крепился на кожаный ремень и подвешивался на плечо, в него входили: пороховница из коровьего рога или роговой сосудец, кожаный мешочек для дроби, футлярчик для пистонов и роговая мерка для пороха. Несмотря на наличие огнестрельного оружия в XIX веке, охотниками активно использовались проверенные временем луки и стрелы, ловушки разного типа.

Пейзаж  в данной работе прописан очень скупо; безусловно основной акцент сделан на детальную прорисовку фигур людей и лошадей. Судя по очертаниям гор и каменным глыбам на переднем плане работы, можно сделать вывод, что Суриков написал данную работу не в степной, а в подтаёжной территория Минусинского уезда. В 1873 году Василий Иванович  плотно общался с отцом будущего художника Дмитрия Иннокентьевича Каратанова. Иннокентий Каратанов в то время служил резидентом на даче Петра Ивановича Кузнецова, именно он, хорошо зная  язык местного населения, договаривался с людьми, чтобы они позировали художнику. Василий Иванович в своих работах ещё не раз будет подчёркивать этнографические особенности коренных народов сибири.

Хранитель фондов музея Антон Куприянов.

dvavsadnika

 

С началом туристического сезона мы каждый день в залах музея видим посетителей из разных стран. Для того, чтобы нашим иностранным гостям было легче ориентироваться в музее, мы заменили в постоянной экспозиции этикетаж, а также готовим экспликации. Теперь названия экспонируемых работ В.И. Сурикова и предметов представлены на русском и английском языках.

etik2etik1  

8 мая 1909 года Василий Иванович Суриков пишет письмо своему брату Александру Ивановичу в Красноярск о том, что планирует выехать на родину в 20 числах текущего месяца. В письме говорится о том, что последние семь лет Василий Иванович не выезжал ни куда кроме Крыма, и о большом желание приехать в родной Красноярск. В этой поездке художник напишет ряд работ, но отдельно хотелось бы рассказать о работе «Енисей у Красноярска», которая хранится в коллекции нашего музея.

Детские и юношеские годы Васи были связаны с Енисеем, он всегда восхищался красотой сибирской реки и уже в 11-12 лет писал первые акварели Енисея. По одной из версий, название реки происходит — от эвенкийского Ионесси «большая вода». Енисей — природная граница между Западной и Восточной Сибирью. Левобережье Енисея заканчивает великую Западно-Сибирскую равнину, а правобережье представляет царство горной тайги. От Саян до Северного Ледовитого океана Енисей проходит через все климатические зоны Сибири. В его верховьях живут верблюды, в низовьях — белые медведи. Сибиряки нередко называют реку эпитетом «Енисей-батюшка». Это говорит о почитании и уважении к великой реке, на которой они проживают. На протяжение многих лет для сибиряков Енисей по праву является кормильцем. Большое разнообразие рыбы и животных, обитающих на берегах реки, с древних времён привлекали человека селиться на Енисее.

Судя по очертаниям гор и островов можно предположить, что данная работа написана с правого берега, район современного зоопарка «Роев ручей». На этюде запечатлено одно из красивых времён года в Сибири, время, когда бескрайняя тайга одевается в золотое одеяние. На переднем плане располагается смешанный лес на крутом спуске горы, плавно переходящие в берег. Центральное место в работе занимает красавец – Енисей, запечатлён солнечный осенний день, небольшие облака отражаются в глади реки. Енисей славится многочисленностью островов, многие из них имеют своё название, как правило, связанное с каким-либо историческим событием или легендой. В работе можно увидеть два небольших острова. Левый берег реки прописан серыми красками; создаётся такое впечатление, будто солнце освещает только правый берег, а над горами, находящимся на противоположном берегу, повисли облака и не пропускают лучи солнца. Так же хотелось бы отметить, что среди всех деревьев, находящихся на косогоре, особняком стоит ель, размер которой превышает в несколько раз остальные деревья. В данной работе получилось яркое отражение осени на берегах Енисея, краски передают весь колорит цветов времени года.

Хранитель фондов музея Антон Куприянов.

Енисей у Красноярска

 

В коллекции Музея-усадьбы В.И. Сурикова хранятся две работы, написанные Василием Ивановичем, на одном листе бумаги в Минусинском уезде в 1873 году – «Карым- подпасок», «Каменная баба». Создание двух разных работ на одном листе можно объяснить дефицитом бумаги в путешествии. С левой стороны листа изображён хакасский мужчина с лошадью. Большую роль в жизни хакасского мужчины играл конь, одновременно конь был средством передвижения и кормильцем. Основными занятиями мужчин в XIX веке были скотоводство и охота. Художник написал молодого парня, помощника пастуха в национальной одежде – красной рубахе (ир кӧгенек), длинном пальто с поясом и сапогах кӧм ӧдік» или «хара ӧдік» из кожи домашнего производства. С детских лет мальчиков обучали езде верхом, ребята с малых лет начинали пасти небольшие стада домашних животных, а уже в подростковом возрасте могли помогать старшим на пастбище и охоте. На правой стороне бумаги написана «Каменная баба» – каменная стела, созданная около четырёх тысяч лет назад (окуневская археологическая культура конца III – начала II тыс. до н.э. Первое упоминание о изваянии было написано Даниэлем Готлибом Мессершмидтом – немецким учёным находящимся, на службе в России в 1722 году, вот что он написал «…Куртуяк была высечена из серого песчаника и вкопана в землю наклонно. Сзади можно было видеть подвешенные толстые, сплетенные из волос косы. Татары-язычники оказывали ей большой почёт, трижды объезжали вокруг неё, после каковой церемонии делали ей подношение в виде еды. От предков им доводилось слышать о том, что это Куртуякское изваяние было когда то знаменитой матроной и сам всемогущий бог превратил её в камень…».В 1953 году стела была музефицирована и находилась в коллекции краеведческого музея в г. Абакан. В 2003 году по инициативе общественности каменное изваяние возвращено на свое прежнее место у аала Анхаково. Сегодня на автодороге Абакан – Ак-Довурак располагается МАУК Музей-заповедник «Хуртуях тас», стела помещена в стеклянную юрту. Существует много легенд о изваяние, так же её называют «Мать матерей», считается что стела является хранителем женского здоровья. Молодожёны с разных уголков Хакасии едут в музей, чтобы совершить обряд, кормят «Каменную бабу», а в замен просят у неё здоровых детей. Василий Иванович, путешествуя по югу Сибири, не мог не написать известную в тех краях стелу. Возможно, идея создания данной работы возникла по дороге в сторону современного с. Таштып, где он написал работу «Матур. Панорама Реки», которая хранится в Государственной Третьяковской галере. 

Хранитель фондов Антон Куприянов.

ФГ 34

С 3 по 7 апреля приглашаем в Музей-усадьбу на праздничные пасхальные мероприятия (7+). Мы познакомим с домом Суриковых и традицией празднования Пасхи в семье художника, расскажем, что такое Пасха и почему праздник называется именно так, дополним беседу традиционной игрой. Затем по традиции отправимся во флигель, где сделаем из бумаги веселого пасхального кролика, которого участники возьмут с собой на память. 

Дата и время проведения: с 3 по 7 апреля в 13:00 и 15:00. 
Стоимость билета: 200 рублей. 
Материалы предоставляются организатором. 
Внимание! Количество мест ограничено. 
Предварительная запись по телефону: 211-24-78 

m8JMQe1ZDHA

Новости (все события)

  • Мастер-класс "Букет цветов" 18.10.2018

    Сотрудники Музея-усадьбы продолжают проводить интересные мастер-классы для детей. В этот раз мы предлагаем сделать милый букет цветов из семян клена, растущего в нашем музейном дворе. Немного...

  • 200 лет со дня рождения Прасковьи Федоровны Суриковой 16.10.2018

    14 октября в усадьбе Суриковых было многолюдно и шумно. Под дымок от самовара, запах свежей выпечки и народные запевки коллектива «Баколье» мы отметили 200 лет со дня рождения Прасковьи Федоровны...

  • "Мать моя удивительная была" 09.10.2018

    Музей-усадьба В. И. Сурикова приглашает на мероприятие по случаю празднования 200-летия матери художника Прасковьи.  «……. Еду к вам в гости на лето! Теперь я около Тюмени. Скоро увидимся…». Так...

  • Мастер-класс "Дерево осенью" 03.10.2018

    Осень чудесное время года, когда можно увидеть настоящее волшебство – листья на деревьях меняют свой цвет и становятся красными, желтыми… Со 2 по 19 октября в музее-усадьбе будут проводиться...

  • Мастер-класс "Осенний венок" 17.09.2018

    На усадьбе становится по-осеннему красиво и разноцветные листья кружат за окном. Чтобы сохранить теплые краски осени приходите к нам на мастер-класс «Осенний венок», где каждый посетитель после...

Музей в социальных сетях      Facebook Вконтакте
Музей на карте города