21 февраля – проводы зимы в усадьбе Сурикова

В этот день официально закрывается IX Зимний Суриковский фестиваль искусств

196-ую годовщину со дня рождения матери Василия Сурикова отметили на нескольких площадках города

В преддверии 8 июля состоялся концерт ансамбля «Пимочки»

Праздник, посвященный обычаям и традициям Троицы

Праздник прошел в уютной семейной атмосфере

С 25.02.14. по 01.03.14 в Музее прошло множество интересных событий, посвященных яркому и веселому празднику Масленицы.

Многочисленных гостей Музея ждала интересная программа

В воскресный солнечный день, 13 октября в Музее-усадьбе прошли праздничные гулянья по случаю именин Прасковьи Фёдоровны, матери художника Василия Сурикова.

15 июня в 11 часов Усадьба В.И.Сурикова гостеприимно распахнула свои ворота для горожан и гостей Красноярска; каждый, пришедший сюда нашел для себя много интересного.

Создание широкоугольных панорам с высокой точки, один из любимых приёмов в творчестве Василия Ивановича Сурикова, именно с высоты художник показывает всю красоту сибирских пейзажей.  Ту красоту, по которой скучал Василий Иванович, проживая в Петербурге и Москве. Напомним, Суриков родился 12(24) января 1848 года, принадлежал к казачьему сословию. Отец – Иван Васильевич Суриков (1809 – 1859). Мать – Прасковья Фёдоровна Торгашина (14 октября 1818 – 1895) – родилась в казачьей станице Торгашино. Именно с этой станицей связаны многие детские воспоминания Васи. В 1890-х годах, находясь в Красноярске, художник пишет этюд «Село Торгашино», который хранится в коллекции нашего музея.

По ярко зелёным оттенкам, преобладающим в работе, можно сделать вывод, что в данном этюде представлен летний пейзаж. В правом углу работы расположены деревенские домики. Среди домов в работе просматривается деревянная церковь – Николая Чудотворца, которая была построена в 1869 году. За селом, на противоположной стороне от Енисея расположено небольшое озеро, правый берег Красноярска славится большим количеством таёжных озер. В центре композиции преобладает равнинный пейзаж. Извилистыми мазками более тёмного цвета Суриков возможно показывает просёлочные дороги, подходящие к селу. В верхней части работы представлена река, убегающая в горизонт, на котором виднеются тёмные очертания гор. По бледно-розовому небу и отсутствию солнечных лучей можно предположить, что работа написана ближе к вечернему времени. Автор запечатляет близкий сердцу уголок на сибирской земле – родину своей матери. Именно по этим работам можно увидеть ландшафт старых окрестностей правого берега, на котором сейчас располагается индустриальная часть мегаполиса.

Вплоть до 30-40-х годов XX века Красноярск располагался только на левом берегу Енисея, на правом берегу были расположены несколько сёл, в том числе и казачья станица Торгашино, основанная в 1630-х годах. Название населённый пункт получил по фамилии одних из первых жителей - казаков Торгашиных. Также среди основателей деревни были казаки Лалетины, Шеходановы и Юшковы. Именно в этой станице родилась и проживала до замужества мать великого художника – Прасковья Фёдоровна.  Сегодня Торгашино входит в состав Свердловского района города Красноярска.  В черте села установлен памятный камень. Ежегодно на родине матери В. И. Сурикова отмечают праздник – Прасковьин день. Около камня совершается молебен, после чего проходят народные гулянья.

Хранитель фондов музея Антон Куприянов

torgashino

С детских лет будущий художник Суриков интересовался историей государства Российского, историей Сибири, своего рода. Мальчик рос любознательным и разносторонним. Именно эти качества сложили будущую индивидуальность художника.

В 1873 году Василий Иванович, приехав на каникулы, путешествуя по Минусинскому уезду Енисейской губернии, написал акварельный этюд «Два всадника». Минусинский альбом, созданный на юге Сибири, представляет не только художественную ценность, но и этнографическую. В своих работах  Суриков запечатляет быт, одежду, внутреннее убранство национального жилища и многое другое.  По этим работам можно видеть, как жили и одевались  минусинские татары во второй половине XIX века.

В работе изображены двое мужчин, сидящие верхом на  лошадях; один из них представлен на переднем плане, а второй на заднем, стоящим на большом камне. Знакомясь с работой, без труда можно сделать вывод, что всадники являются охотниками. На протяжении многих лет охота считалась одним из основных занятий хакасов, проживающих на подтаёжной территории.  Добытый зверь употреблялся в пищу,  шкуры использовались для шитья одежды, а так же для уплаты ясака - натурального налога с народов Сибири и Севера. На охоту в тайгу  выезжали на лошадях не большими артелями 5-7 человек. Юноши 15-17 лет уже могли быть полноправными членами артели. Старшим назначался самый опытный охотник, все остальные прислушивались к его советам. Тайга была условно разделена на родовые участки, каждая группа добывала зверя на определённой территории, путь до участка осуществлялся на лошади, а сам процесс охоты в тёплое время года проходил пешком. Промышляли хакасы  на соболя, белку, зайца, бурундука, лисицу, медведя, дикую козу, лося - и других животных. Среди охотников было принято брать равно столько зверя, сколько было необходимо. Лишнего же не добывали. В тайгу каждый член артели брал с собой  продукты питания и охотничьи припасы, которые использовались совместно, добыча делилась поровну. Широкий ряд охотничьего снаряжения требовался мужчине. В национальном жилище хакасов – юрте, была отведена мужская половина, на которой хранились охотничьи принадлежности и конская упряжь, женщина не имела право трогать  хранящиеся вещи. 

В  данном этюде мужчины представлены в традиционной одежде XIX века, у охотника, расположенного на большом камне, за спиной висит ружьё. К.М. Патачаков - кандидат исторических наук, научный сотрудник «Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории»  в своей книге «Культура и быт хакасов в свете исторических связей с русским народом XVII-XIX в.в.» подробно описывает охотников и охотничьи принадлежности. С приходом русского населения на территорию Сибири пришло и огнестрельное  оружие, позже местными мастерами стали изготавливаться ружья кустарного производства. Оружейные принадлежности у охотника постоянно находились при себе.  Набор крепился на кожаный ремень и подвешивался на плечо, в него входили: пороховница из коровьего рога или роговой сосудец, кожаный мешочек для дроби, футлярчик для пистонов и роговая мерка для пороха. Несмотря на наличие огнестрельного оружия в XIX веке, охотниками активно использовались проверенные временем луки и стрелы, ловушки разного типа.

Пейзаж  в данной работе прописан очень скупо; безусловно основной акцент сделан на детальную прорисовку фигур людей и лошадей. Судя по очертаниям гор и каменным глыбам на переднем плане работы, можно сделать вывод, что Суриков написал данную работу не в степной, а в подтаёжной территория Минусинского уезда. В 1873 году Василий Иванович  плотно общался с отцом будущего художника Дмитрия Иннокентьевича Каратанова. Иннокентий Каратанов в то время служил резидентом на даче Петра Ивановича Кузнецова, именно он, хорошо зная  язык местного населения, договаривался с людьми, чтобы они позировали художнику. Василий Иванович в своих работах ещё не раз будет подчёркивать этнографические особенности коренных народов сибири.

Хранитель фондов музея Антон Куприянов.

dvavsadnika

 

С началом туристического сезона мы каждый день в залах музея видим посетителей из разных стран. Для того, чтобы нашим иностранным гостям было легче ориентироваться в музее, мы заменили в постоянной экспозиции этикетаж, а также готовим экспликации. Теперь названия экспонируемых работ В.И. Сурикова и предметов представлены на русском и английском языках.

etik2etik1  

8 мая 1909 года Василий Иванович Суриков пишет письмо своему брату Александру Ивановичу в Красноярск о том, что планирует выехать на родину в 20 числах текущего месяца. В письме говорится о том, что последние семь лет Василий Иванович не выезжал ни куда кроме Крыма, и о большом желание приехать в родной Красноярск. В этой поездке художник напишет ряд работ, но отдельно хотелось бы рассказать о работе «Енисей у Красноярска», которая хранится в коллекции нашего музея.

Детские и юношеские годы Васи были связаны с Енисеем, он всегда восхищался красотой сибирской реки и уже в 11-12 лет писал первые акварели Енисея. По одной из версий, название реки происходит — от эвенкийского Ионесси «большая вода». Енисей — природная граница между Западной и Восточной Сибирью. Левобережье Енисея заканчивает великую Западно-Сибирскую равнину, а правобережье представляет царство горной тайги. От Саян до Северного Ледовитого океана Енисей проходит через все климатические зоны Сибири. В его верховьях живут верблюды, в низовьях — белые медведи. Сибиряки нередко называют реку эпитетом «Енисей-батюшка». Это говорит о почитании и уважении к великой реке, на которой они проживают. На протяжение многих лет для сибиряков Енисей по праву является кормильцем. Большое разнообразие рыбы и животных, обитающих на берегах реки, с древних времён привлекали человека селиться на Енисее.

Судя по очертаниям гор и островов можно предположить, что данная работа написана с правого берега, район современного зоопарка «Роев ручей». На этюде запечатлено одно из красивых времён года в Сибири, время, когда бескрайняя тайга одевается в золотое одеяние. На переднем плане располагается смешанный лес на крутом спуске горы, плавно переходящие в берег. Центральное место в работе занимает красавец – Енисей, запечатлён солнечный осенний день, небольшие облака отражаются в глади реки. Енисей славится многочисленностью островов, многие из них имеют своё название, как правило, связанное с каким-либо историческим событием или легендой. В работе можно увидеть два небольших острова. Левый берег реки прописан серыми красками; создаётся такое впечатление, будто солнце освещает только правый берег, а над горами, находящимся на противоположном берегу, повисли облака и не пропускают лучи солнца. Так же хотелось бы отметить, что среди всех деревьев, находящихся на косогоре, особняком стоит ель, размер которой превышает в несколько раз остальные деревья. В данной работе получилось яркое отражение осени на берегах Енисея, краски передают весь колорит цветов времени года.

Хранитель фондов музея Антон Куприянов.

Енисей у Красноярска

 

В коллекции Музея-усадьбы В.И. Сурикова хранятся две работы, написанные Василием Ивановичем, на одном листе бумаги в Минусинском уезде в 1873 году – «Карым- подпасок», «Каменная баба». Создание двух разных работ на одном листе можно объяснить дефицитом бумаги в путешествии. С левой стороны листа изображён хакасский мужчина с лошадью. Большую роль в жизни хакасского мужчины играл конь, одновременно конь был средством передвижения и кормильцем. Основными занятиями мужчин в XIX веке были скотоводство и охота. Художник написал молодого парня, помощника пастуха в национальной одежде – красной рубахе (ир кӧгенек), длинном пальто с поясом и сапогах кӧм ӧдік» или «хара ӧдік» из кожи домашнего производства. С детских лет мальчиков обучали езде верхом, ребята с малых лет начинали пасти небольшие стада домашних животных, а уже в подростковом возрасте могли помогать старшим на пастбище и охоте. На правой стороне бумаги написана «Каменная баба» – каменная стела, созданная около четырёх тысяч лет назад (окуневская археологическая культура конца III – начала II тыс. до н.э. Первое упоминание о изваянии было написано Даниэлем Готлибом Мессершмидтом – немецким учёным находящимся, на службе в России в 1722 году, вот что он написал «…Куртуяк была высечена из серого песчаника и вкопана в землю наклонно. Сзади можно было видеть подвешенные толстые, сплетенные из волос косы. Татары-язычники оказывали ей большой почёт, трижды объезжали вокруг неё, после каковой церемонии делали ей подношение в виде еды. От предков им доводилось слышать о том, что это Куртуякское изваяние было когда то знаменитой матроной и сам всемогущий бог превратил её в камень…».В 1953 году стела была музефицирована и находилась в коллекции краеведческого музея в г. Абакан. В 2003 году по инициативе общественности каменное изваяние возвращено на свое прежнее место у аала Анхаково. Сегодня на автодороге Абакан – Ак-Довурак располагается МАУК Музей-заповедник «Хуртуях тас», стела помещена в стеклянную юрту. Существует много легенд о изваяние, так же её называют «Мать матерей», считается что стела является хранителем женского здоровья. Молодожёны с разных уголков Хакасии едут в музей, чтобы совершить обряд, кормят «Каменную бабу», а в замен просят у неё здоровых детей. Василий Иванович, путешествуя по югу Сибири, не мог не написать известную в тех краях стелу. Возможно, идея создания данной работы возникла по дороге в сторону современного с. Таштып, где он написал работу «Матур. Панорама Реки», которая хранится в Государственной Третьяковской галере. 

Хранитель фондов Антон Куприянов.

ФГ 34

С 3 по 7 апреля приглашаем в Музей-усадьбу на праздничные пасхальные мероприятия (7+). Мы познакомим с домом Суриковых и традицией празднования Пасхи в семье художника, расскажем, что такое Пасха и почему праздник называется именно так, дополним беседу традиционной игрой. Затем по традиции отправимся во флигель, где сделаем из бумаги веселого пасхального кролика, которого участники возьмут с собой на память. 

Дата и время проведения: с 3 по 7 апреля в 13:00 и 15:00. 
Стоимость билета: 200 рублей. 
Материалы предоставляются организатором. 
Внимание! Количество мест ограничено. 
Предварительная запись по телефону: 211-24-78 

m8JMQe1ZDHA

Наша музейная команда растет и в нее вливаются новые сотрудники, чему мы очень рады. Сегодня наш новый экскурсовод Наталья Терскова защитила экскурсию на научно-методическом совете, который, кстати, впервые создан в музее-усадьбе в феврале 2018 года. Защита прошла успешно, несмотря на ряд замечаний, которые обязательно будут учтены в дальнейшей экскурсионной работе. 
Желаем нашему новому сотруднику удачи и благодарных экскурсантов. 
Vl9u9 Nz tc

В команду Музея-усадьбы В.И. Сурикова требуется экскурсовод на 0,5 ставки.

Требования:

- высшее образование (гуманитарное, педагогическое, культура и искусство);

- работа в выходные и праздничные дни.

Просьба резюме высылать на e-mail: surikov-museum@mail.ru

mus

8 марта в 17.00 мы приглашаем Вас на первую лекцию из цикла «Милые мои, родные», посвященного любимым женщинам великого художника - жене, дочерям и матери. 
В праздничный день мы поговорим о жене Василия Ивановича – Елизавете Августовне Шаре. 
140 лет назад В.И. Суриков женился на утонченной наполовину француженке, с мягким и добрым характером. Они познакомились в костеле, куда оба ходили слушать органную музыку. Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь. С ней он прожил всего десять счастливых лет и, потеряв свою Лилю, как любя называл ее художник, больше никогда не женился… 
На лекции вы узнаете об этой невероятной любви, о настоящей трагедии в жизни Василия Ивановича Сурикова. 

Стоимость билета: 150 рублей 
Внимание! Количество мест ограничено. 
Предварительная запись по телефону: 211-24-78 

ФФ 25

Музей XXI века все больше становится площадкой для общения, получения информации и просто местом приятного времяпрепровождения. Новые формы работы, выход за рамки привычной деятельности музея дают толчок для привлечения новых посетителей. В нашем городе не так много музеев, но каждый из них может смело похвастаться большим потоком желающих получить новые знания. 
Ежедневно Музей-усадьбу В.И. Сурикова посещает большое количество гостей, попасть на экскурсию без предварительной записи в последнее время очень сложно. Мы рады, что музей востребован и интересен, как жителям Красноярска и Красноярского края, так и гостям Сибирского региона. Музей-усадьба стал «меккой» для ценителей и знатоков творчества В.И. Сурикова, ведь география наших посетителей очень широка – Япония, Китай, Германия, Франция, США и другие страны. 
В прошлые выходные усадьбу Суриковых посетили молодые художники, скульпторы, архитекторы, галеристы, представители известных аукционных домов из Великобритании, в том числе из Ирландии и Шотландии, которые приехали в Сибирь за новыми эмоциями, впечатлениями и знаниями. Сотрудники музея на английском языке рассказали о великом русском художнике, традициях сибиряков, и по просьбе гостей сопроводили группу проведя экскурсию по знаковым местам города Красноярска. 

Bzbl66kgSuYjr vs1QK1PoLn4CD3fXUaY

Новости (все события)

  • Село Торгашино. 1890. 19.04.2018

    Создание широкоугольных панорам с высокой точки, один из любимых приёмов в творчестве Василия Ивановича Сурикова, именно с высоты художник показывает всю красоту сибирских пейзажей.  Ту красоту, по которой скучал...

  • Два всадника. 1873. 10.04.2018

    С детских лет будущий художник Суриков интересовался историей государства Российского, историей Сибири, своего рода. Мальчик рос любознательным и разносторонним. Именно эти качества сложили будущую...

  • Подготовка к туристическому сезону 03.04.2018

    С началом туристического сезона мы каждый день в залах музея видим посетителей из разных стран. Для того, чтобы нашим иностранным гостям было легче ориентироваться в музее, мы заменили в постоянной...

  • Енисей у Красноярска. 1909. 30.03.2018

    8 мая 1909 года Василий Иванович Суриков пишет письмо своему брату Александру Ивановичу в Красноярск о том, что планирует выехать на родину в 20 числах текущего месяца. В письме говорится о том, что...

  • «Карым- подпасок» и «Каменная баба» 20.03.2018

      В коллекции Музея-усадьбы В.И. Сурикова хранятся две работы, написанные Василием Ивановичем, на одном листе бумаги в Минусинском уезде в 1873 году – «Карым- подпасок», «Каменная баба». Создание двух разных работ на...

Музей в социальных сетях      Facebook Вконтакте
Музей на карте города